i_magnus

Category:

Super Randonnée "Tour du Caucase du Nord". Кавказ 2017

"Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение".  Коран 94:5

Эти строки, которые я прочел вскоре после старта, а также то, что "отсюда кефир вышел в мир" - вдохновляли меня на свершения.

Три года назад я несколько месяцев уже путешествовал по Кавказу. Тогда я впервые проехал по дороге от Кисловодска до поляны Эмануэля, на МТБ, топталках и с тяжёлым баулом.

С тех пор я мечтал вернуться сюда и насладиться этой дорогой на шоссере, налегке. Только нужен был повод.

Я давно следил за темой Супер Рандонне на Кавказе. И когда оформили официальный маршрут, решил, что надо будет проехать его, как-нибудь.

Читал, как весной пытался одолеть дистанцию Олег Волков. Однажды вместе мы колесили по Шёлковому Пути в Узбекистане.

В августе этого года, после Белорусской Тысячи, узнал, что сюда собирается Владимир Карташов, знакомый с крайнего ПБП.

Я тоже задумался над этим, тем более, что у меня ещё оставалась неделя отпуска в сентябре. Но потом решил, что в это время здесь уже будет холодно и дождливо.

Спланировал поездку в Словению на СР. Но из-за неблагоприятной погоды, и других обстоятельств, вскоре всё же отказался от неё.

Тут как раз Володя и проехал этот СР. Погода ему досталась по-настоящему летняя. Прочитав его рассказ, я так загорелся этой идеей, но... лето резко закончилось, безвозвратно ушло... Прогнозы сулили холода, дожди, а то и мороз со снегом даже. Я маялся несколько дней, не зная, что делать, проехал  в субботу двухсотку в Харькове, но это не то...очень хотелось в горы...

Наконец в понедельник, ближе к вечеру, я решаюсь — ехать!

Написал организатору — Андрею, получил от него добро. Быстро собрал вещи. 

И на следующий день, 26 сентября, рано утром отправился в путь.

Сначала экспрессом до Харькова. Дальше планы поездки пришлось по ходу менять. В результате автобусом доехал до Ростова, а там сел на Ласточку до Кисловодска. Прибыл в десять часов вечера. В ближайшем хостеле не было мест на выходные, так что я заселился в уже проверенную Володей гостиницу Дружба-Ростов.

На следующий день, 28 сентября, в 6:50 утра я стартовал от Собора.

После сорока часов дороги, в сидячем положении, душа рвалась на волю, высоко в горы, и тело требовало нагрузки.

Погода была пасмурной. Где-то над Тырныаузом, если верить прогнозам, как раз должен был идти снег...

Ветер хороший попутный, так что ехалось довольно легко, и я даже не заметил откровенно плохой дороги на маршруте. Попадались отдельные разбитые участки, но они были короткие. Возможно, сказалось то, что на мне были толстые зимние перчатки, а может ещё потому, что начитавшись рассказов своих предшественников, я готовился к худшему.

9:55 На перевал Гумбаши поднялся в тумане.

После него небо прояснилось.

Спустился в Карачаевск, пора бы и пообедать, но рабочую кафешку нашёл только после поворота на Зеленчукскую, в стороне от маршрута, в Сары-Тюз за мостом. Лагман оказался очень вкусным и питательным, так что хычины после него уже не вместились. До Зеленчукской двигался в трафике по узкой дороге. Стало даже жарко, разделся. В станице приметил гостиницу на втором этаже автовокзала. Вот здесь можно и остановиться на обратном пути. Хорошая дорога к Нижнему Архызу.

Затем - рабочий подъём к обсерватории.

15:33 Самый большой в Евразии телескоп - старенький уже БТА-6, на высоте более 2 тыс.м встретил хмурой промозглой погодой. Он известен мне ещё с детства, когда я начал увлекаться астрономией.

Перед спуском оделся хорошо, но всё равно сильно замёрз, особенно руки, даже в зимних перчатках, и лицо. А ведь с Гумбаши как-то тепло было спускаться...

Отогрелся уже внизу, после Архыза. Докатился до Зеленчукской, и почувствовал, что на сегодня хватит, проехал 214км. Уже и вечерело. Да и смысла ехать куда-нибудь дальше не было. Лучше отдохнуть нормально, выспаться, и завтра с новыми силами продолжить путь.

Первый день зашёл хорошо, я бы сказал легко даже.

29 сентября в 5:45 утра, на рассвете, я отправился дальше. Небо было ясное, температура около нуля. Я немного подмерзал, но солнце вот-вот взойдёт, и жизнь наладится!

Великолепный рассвет!

Раскрутился и вскоре спустился на трассу вдоль Кубани.

А там и до Карачевска докатил. После него начался подъём на Гумбаши.

Солнце тем временем подымалось все выше, и я всё больше раздевался. На подъёме было жарко.

Заехал ещё на смотровую площадку. Наверху кафешка не работала, а хотелось уже и поесть.

10:06

Оделся перед спуском, но все равно подмерзал. До перевала было совсем тихо, а после - дул неслабый такой встречный холодный ветер.

11:08 Спустился в Терезе, отметился и повернул налево. Тут был магазин, где я немного подкрепился. Помнил, что по графику дальше меня ждут три небольших перевала, и потом они же обратно.

Подъёмы оказались не такими уж и небольшими, и вымотали меня хорошенько, особенно второй. Хорошо - туда меня подгонял попутный ветер, но как я буду ехать обратно?

Ну хоть третий подъём оказался приятным - едва заметным. Отметился на мосту в ауле Кызыл-Кала, и поехал обратно.

13:47

В Джегуте опять подкрепился сладкими углеводами с магазина. Нормально пообедать так нигде и не нашёл.

Потихоньку взобрался на второй подъём.

А за ним и на третий. Вверх раздевался, вниз одевался. Солнце близилось к закату, и стало холодать.

Встречный ветер оказался не сильный, поэтому ехалось в общем нормально. Спустился в Терезе, отметился.

16:51

И дальше до Кисловодска доехал довольно быстро, небольшой уклон вниз способствовал этому.

В город въехал в шесть часов вечера — час пик! На проспекте Победы длинные тянучки, лавировал между машин. В центре увидел столовую — то что надо! Поужинал хорошенько, закупился продуктами в магазине — и на базу! Второй день был непростым. А завтра меня ждет настоящее испытание...

За два предыдущих дня я проехал 440км и набрал 7000м. Осталось же всего 160км, но 5800м набора! Ну что же, как я писал уже — размялся, аклиматизировался. Завтра в бой!

По прогнозу ночью в Шаджатмазе (обсерватории на высоте 2000м, мимо которой пройдёт маршрут) температура ожидается около нуля, что на затяжном спуске будет ощущаться как серьезный минус — в общем задубеть можно. Поэтому ночью ехать не хотелось, но уложиться в лимит надо бы. Долго думал во сколько же стартовать — в 3 или 4. Перечитывал ещё раз отчёт Володи — как он ехал, всё прикидывал... никак не хотелось спать...уснул только после полуночи, а в 2ч уже подъём...

30 сентября. Одел на себя полный зимний комплект и выехал. Собор миновал в 2:50. До истечения лимита оставалось ровно 16 часов.

Над головой ясное звёздное небо. Взял курс на созвездие Ориона, и двинулся наверх. Первые 10км подъёма - разбитая дорога. Далеко внизу остались огни Кисловодска. Вверх ехать жарко, разделся чуть-чуть.

4:00 Отметился у барана.

Небольшой спуск в Кичи-Балык. За ним несколько крутой подъём по серпантину переходит в очень длинный и плавный - приятный такой набор высоты.

Слева на востоке взошла утренняя звезда — Венера, и сразу за собой потянула едва заметную полоску света, которая постепенно расширялась и становилась всё ярче.

Поднялся до поворота к обсерватории. Впереди — Кабардино-Балкария. Одеваюсь в экстремально-зимний комплект одежды во много слоев: термуха, флиска, два слоя виндстопера и отражающий жилет. На ногах — тёплые зимние велоштаны, наколенники, тёплые носки в пакетах и зимних ботах, руки в полиэтиленовых, а сверху горнолыжных перчатках. На голове балаклава, теплая шапочка под шлемом и бафф, закрывающий лицо.

Врубаю свет на полную мощность и понеслась!

Затяжной спуск вниз, в Долину Нарзанов. Дух захватывает! Нужно только тщательно оттормаживаться, чтобы вписываться в повороты, убраться здесь можно запросто. Под конец все же кончики пальцев замёрзли, а так - тепло!

Набрал воды с родника и пополз наверх. Часто останавливался отдышаться, и раздеться все больше. Но всё выехал!

Ближе к верху первые лучи восходящего солнца осветили окружающие громады скал.

А впереди появилась снежная шапка - Эльбрус. Невероятно красиво!

Быстро слетел вниз, к реке Харбаз.

Следующий подъём оказался очень крутым поначалу, самые жёсткие участки прошел пешком, дальше ехал. Взобрался наверх, по хребту гармошка — вверх-вниз. Солнце пригревало — раздевался всё больше. На подседельной сумке образовалась гора вещей. Решился оставить их здесь, спрятал в камнях за отбойником.

Вообще поначалу не хотел оставлять вещи. Был у меня случай три года назад, в Крыму, когда я оставил рюкзак в лесу, у подножия Ай-Петри, а когда вернулся через пару часов, его уже не было...

Вот уже и высшая точка на маршруте - высота 2590м.

За ней очень крутой серпантин вниз - в ущелье реки Малка. Следующий за ним крутецкий подем зашёл в основном пешком.

10:00 Прибыл в Джилы-Су. Итого 7:10 от Собора.

Проголодался. Взял полный комплект и варенье;)

Набрал воды с родника. Теперь другое дело - можно ехать обратно.

Но не тут то было! Ну собственно я так и рассчитывал — этот нереально крутой подъём идти пешком:)

Стало по-летнему жарко. Впервые за это время разделся до короткого рукава, только зимние ботинки и велоштаны снять не мог.

Взобрался наверх, забрал свои вещи, и покрутил дальше по хребту.

На спусках обдувал холодный ветер, но даже в одной маечке было вполне нормально. Какой контраст с предыдущей ночью! Да и днём, раньше было холоднее.

Спустился к Харбазу.

Дальше в подъём шёл пешком, ехал только самые пологие участки. Собственно к чему напрягаться? Сил уже нет, а в лимит я и так успеваю вписаться — даже  поднимаясь пешком.

Эх, что бы я делал, если бы поехал в тёплое время, скажем неделю назад — я бы точно поехал в шоссейных тапочках, и ходил бы тогда в горы босиком..

Последний большой подъём к обсерватории я уже не мог ехать даже в пологие подъёмы.

Потом правда понял, что это ещё встречный ветер тормозит меня — на разворотах в обратную сторону ещё получалось ехать.

Взобрался наверх.

Дальше скоростной спуск вниз - эх красота!!

Последний подъёмчик к Барашку

16:07

и разбитый спуск на финиш. Обратно к Собору доехал за 6 часов.

16:37 Я финишировал. Ура! Итого общее время - 57:48

Вечером и на следующий день ещё гулял по городу — Курортному бульвару и парку. А после полудня отправился на питерском поезде из Кисловодска.

В пол-шестого утра сошёл с него на приграничной станции Чертково. Ещё 180км на велосипеде по Луганской области, до Лисичанска. И очередной поезд отвёз меня домой — в Киев.

Понравился мне формат Супер Рандонне. Дистанция относительно небольшая. Лимит демократичный. Вполне можно днём ехать в удовольствие, наслаждаться горами, а ночью спать — восстанавливать силы.

Так что "Тур Кавказа" стал для меня четвертым в сезоне, после Израиля, Болгарии, и Румынии.

Чем он отличается от других?

Это конечно же Эльбрусинг — третий день — самые сложные горы, которые я когда-либо ездил по шоссе (это и суммарный набор высоты, и градиенты).

Для меня он стал особенным ещё тем, что ехал я его в зимнем комплекте одежды и МТБ-контактах, а не шоссейных. Ну и много шёл, чего раньше не было;)

Резину использовал 23(спереди)/25(сзади). Вполне нормально.

Передачи у меня всегда одни и те же — 50-34 / 12-27. Обычно хватает. Но на Эльбрусинг надо что-то более горное ставить.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic